К 160-летию Якутской духовной семинарии

Краткий очерк истории духовного образования в Якутском крае составила почетный профессор Якутской духовной семинарии, кандидат исторических наук Инна Игоревна Юрганова

История образования в Якутском крае является «белым» пятном исторической науки. Вместе с тем, именно духовенство стало зачинателями распространения основ грамотности в отдаленной окраине Российской империи. Первыми школами, созданными в Якутии, были церковные миссионерские учебные заведения, актуальность изучения исторического опыта которых является одним из условий возрождения православных традиций в современной Якутии.

В нач. XVII в. митрополит Тобольский и Сибирский Филофей (Лещинский)[1] обратился к Петру I с ходатайством «чтобы в Иркутске, Енисейске, Якутске и других городах, где пригодно построить училища и собрать от всякого чина ребяток и учить их грамоте»[2]. В 1735 г. город Якутск посетил Иркутский епископ Иннокентий (Нерунович) [3], по распоряжению которого при Спасском мужском монастыре была открыта школа, действовавшая в 1736–1744 гг., первыми учениками которой стали 15 якутских детей.

В 1800г., по прошению князьца Кангаласского уезда Ильи Шадрина на имя императора по Указу Св. Синода, была открыта новая школа при монастыре для обучения якутских детей русской грамматике, чтению, письму, катехизису, священной истории» [4].

Датой создания духовного училища является 1818 г., когда Якутским духовным правлением был получен Указ Иркутской консистории (с определением епископа Михаила на отношение Санкт-Петербургского митрополита) о создании в уездного училища для священно-церковно-служительских детей [5]. «За неимением собственного дома» училище сначала размещалось в соборной богадельне, а затем в монастыре; тогда же было открыто общежитие с содержанием учащихся сначала на местные, а затем на государственные средства.

В первой половине XIX в. начали свою работу светские учебные заведения области: Якутское уездное трехклассное училище (1808г.), Якутское Преображенское приходское одноклассное училище (1829г.) и Олекминское Спасское приходское одноклассное училище (1838 г.), подчиненные гражданскому губернатору и находящиеся в ведении Министерства народного образования[6]. Некоторая путаница, с терминами «приходской» связана, вероятно, с учреждением в 1817 г. Министерства духовных дел и народного просвещения, в составе двух департаментов – духовных дел и народного просвещения [7]. За недолгий период существования министерства усилилась тенденция к сближению системы подготовки священников с общегосударственной системой.

В 1852 г. по решению Синода Якутская область вошла в состав, образованной в 1840 г., Камчатской епархии [8]. В 1853 г. архиепископ Камчатский, Курильский и Алеутский Иннокентий (Вениаминов) [9] перенес в Якутск кафедру, избрав местом жительства Якутский Спасский монастырь. В 1858 г., по предложению архиепископа, в составе Камчатской епархии были образованы Новоархангельское и Якутское викариатства.

С 30-х гг. XVIII в. в Российской империи начали организовываться средние специальные учебные заведения — духовные семинарии, осуществляющие подготовку профессиональных кадров духовенства, в связи с этим было запрещено посвящать в сан священников «не обученных грамоте» [10].

В 1858 г., в Якутск с о. Ситха была переведена Новоархангельская духовная семинария: прибыли учащиеся семинарии, ректор архимандрит Петр (Екатерининский) [11], инспектор и некоторые преподаватели. Указом Синода от 31 декабря 1858 г. ректором Якутской семинарии был назначен протоиерей Д. В. Хитров, в будущем Дионисий, первый епископ Якутской и Вилюйской епархии. В сентябре 1860 г. в учебный план семинарии был введен якутский язык. И семинария, и училище располагались на территории Спасского монастыря. В холодную ночь на 21 января 1870 г. здание, в котором была размещена семинария, сгорело. Восстановление требовало значительных средств в связи с чем Указом Синода от 2 сентября 1870 г. семинария была переведена в г. Благовещенск. В Якутске осталось духовное двухклассное училище с двухгодичным курсом и классом словесности во главе с Правлением. Указывалось, что воспитанников духовного училища, для продолжения учебы, следует направлять в Иркутскую семинарию, а «для определения их способностей» создать в училище высший одногодичный класс [12]. Следует заметить, что ходатайство в Синод о перемещении Якутской духовной семинарии в Благовещенск было подано митрополитом Московским и Коломенским Иннокентием (Вениаминовым).

После образования самостоятельной Якутской и Вилюйской епархии Русской Православной церкви (1870) одним из основным вопросов всех епархиальных съездов духовенства стало рассмотрение возможности открытия в г. Якутске духовной семинарии и к 1882 г. были подготовлены проекты штатного расписания и сметы. Как отмечено в источниках, «духовенство Якутской епархии давно уже озабочено отсутствием в Якутске семинарии и не раз уже начинало поднимать этот вопрос» [13]. Основными условиями возрождения семинарии являлись хроническая недостаточность кадров духовенства и трудности пути в г. Иркутск: учащиеся должны были преодолеть две с половиной тысячи верст – летом на лодках и верхом на лошадях, имелись случаи нападения на учащихся, и не каждый родитель был готов отправить своего сына в опасный и далекий путь. К тому же, лучшими священниками в Камчатской епархии считались, выпускники Якутской семинарии. Существовала потребность в местных кадрах священнослужителей, т.е. тех, кто мог служить постоянно и добросовестно, так как приезжие священники, получавшие значительные «подъёмные» средства на дорогу и обустройство, как правило, в итоге, дослужившись до пенсии, покидали Якутию.

Торжественное открытие Якутской трехклассной духовной семинарии (с двухгодичным курсом обучения в каждом классе), соединенной с духовным училищем (двухклассным с двухгодичным курсом обучения в каждом классе) состоялось1 октября 1884 г. в присутствии областной и городской церковной и светской власти. Было построено новое двухэтажное, деревянное здание, в котором были размещены училище и семинария [14]. В 1903 г. во дворе семинарии, состоялось закладка нового корпуса [15]. Старожилы г. Якутска помнят, что в 1950-1960-е гг. здание семинарии использовалось в качестве жилого дома и в 1970-х гг. сгорело. В настоящее время на месте здания Якутской духовной семинарии и соединенного с ней духовного училища находится жилой дом (ул. Ленина, 7/1).

В 1886 г. при семинарии была построена домовая Покровская церковь [16]. Средства на строительство храма были пожертвованы известным якутским меценатом, почетным инородцем Олекминского округа С. И. Идельгиным [17].

Главной целью духовной семинарии было воспитание всесторонне образованных, просвещенных пастырей, миссионеров и просветителей, которые могли бы помочь местным жителям во всех областях жизни и были востребованы не только в епархиальном ведомстве, но и в обществе, и государстве в целом.

Семинарию возглавлял ректор, органом управления являлись правление и педагогическое собрание. Преподавание проводилось по программам утвержденным Учебным Комитетом Св. Синода, деятельность основывалась на Уставе. В начале ХХ в. в учебный план семинарии кроме обязательных духовных дисциплин также входили логика, психология, дидактика, история, теория словесности и история литературы, математика, физика, греческий и якутский языки, медицина и др. предметы. Во внеклассное время семинаристы изучали основы сельского хозяйства. Кроме того, свободное время они могли посвящать занятиям музыкой, переплетными ремеслами, для обучения фотографии из Санкт-Петербурга был заказан фотоаппарат. В семинарии работал врач, обеспечивающий наблюдение за здоровьем учащихся. Интересны и актуальны темы сочинений семинаристов конца позапрошлого века, например, «Нравственный характер Иванушке-дурака», «Значение Ломоносова в русской науке», «Чем ограничивается успех наблюдения за другими людьми», «Значение языка в ходе умственного развития» и др. Необходимым структурным элементом духовных учебных заведений являлась библиотека. Книжная коллекция Якутской семинарии являлась одной из самых крупных в городе и подразделялась на фундаментальную и ученическую. В 1884 г. епископом Якутским и Вилюйским Иаковом (Домским) [18] был организован сбор пожертвований (книг) среди горожан. Библиотека семинарии поддерживала связь со всеми основными российскими книготорговыми центрами. С 1911 г. поставщиком книг для семинарской библиотеки стал владелец книжного магазина, якутский коммерсант Г. Г. Игумнов [19].

Представление об образцовом порядке в стенах семинарии подтверждают «Правила поведения воспитанников Якутской духовной семинарии и соединенного с нею училища». Учащиеся должны были сами чистить одежду и обувь, приводить в порядок жилую комнату. Были запрещены азартные игры, алкоголь, курение и другие вредные привычки. В выходные и праздничные дни учащиеся получали отпуска.

Воспитанники семинарии и училища должны были носить одежду установленного образца – черную блузу и черные брюки (навыпуск поверх сапог), а семинаристы, кроме того, черную суконную пару и галстук черного цвета. В холодное время года выдавались суконное пальто и крытая черной материей шуба.

В приготовительный класс училища принимали мальчиков в возрасте от 9 до 11 лет со знанием первоначальных молитв и основ чтения. Мальчики в возрасте от 10 до 12 лет, умеющие читать и писать по-русски и по-славянски, знающие два действия арифметики, общеупотребительные молитвы, Символ Веры и заповеди, могли поступать в 1 класс духовного училища. В первый класс семинарии принимались юноши от 14 до 18 лет, окончившие курс духовного училища. По распоряжению Синода (1900 г.) выпускники духовных училищ при поступлении в духовную семинарию «подвергались проверочному экзамену, по предметам назначенным семинарским правлением, по утверждению епархиального начальства» [20].

Поступающие (абитуриенты)в семинарию должны были предоставить метрическое свидетельство (или выпись из метрики), «оспенное свидетельство, свидетельство того учебного заведения, в котором обучался поступающий и, для желающих пользоваться правами на казенное содержание или освобождения от платы за обучение, свидетельство о бедности, надлежаще удостоверенное» [21]. Помимо этого, лица податных сословий должны были иметь «увольнение их от общества».

В 1884 г. численность воспитанников семинарии не превышала 40, но уже в нач. ХХ в. их число возросло до 170, и учебное заведение вышло на первое место в Восточной Сибири. Многие выпускники семинарии продолжали обучение в духовных академиях, часть из них оставались преподавать как в семинарии, так в других учебных заведениях области. Они же пополняли контингент чиновников областной и городской администрации.

В 1893 г. на имя якутского архиерея было подано представление ректора с предложением о разделении семинарии и училища, которое не было осуществлено, так как, вероятно, это было связано с необходимостью выделения дополнительного финансирования.

Духовная семинария стала кузницей кадров якутской интеллигенции. Преподавателями были выпускники духовных академий Санкт-Петербурга, Москвы и Казани и представители якутского чиновничества. Учащимися семинарии в разное время были: участник русско-японской войны, судовой священник корабля «Рюрик» иеромонах Алексей (Оконешников), известный историк Якутии, выпускник Казанской духовной академии Г. А. Попов, первый историк литературы, критик В. Н. Леонтьев, член Комитета по переводу богослужебных книг А. И. Охлопков, государственный деятель И. Н. Винокуров, один из первых композиторов Якутии, хоровой дирижер, фольклорист А. В. Скрябин, исследователь якутской народной музыки, хормейстер Ф. Г. Корнилов, автор «Летописи города Якутска» П. П. Явловский, народные художники М. М. Носов и И. В. Попов, историк, художник П. В. Попов, поэт П. Н. Черных-Якутский и многие другие, которых объединяло образование на основе непреходящих ценностей российской духовной школы.

К 1918 г. структура духовного образования Якутской епархии состояла из училищного Совета с отделениями, духовной семинарии и соединенного с ней духовного училища, епархиального женского училища, системы церковно-приходских школ (ЦПШ) и школ грамот. Содержание духовных учебных заведений епархии складывалось из специальных средств, выделяемых по смете Синода, взносов Попечительства и Православного церковного Братства Христа Спасителя при Якутском Спасском монастыре, церковных сборов и частных пожертвований.

Советская власть, однозначно определившая свою политику по отношению к Русской Православной церкви, стремилась уничтожить и систему её образования. В апреле 1920 г. постановлением Якутского губревкома все духовные учебные заведения Якутии были закрыты.

В начале Х1Х в., в 2006 г., по благословению Патриарха Алексия II, и решением Священного Синода в г. Якутске возобновило свою деятельность духовное училище. 6 октября 2011 г. благословением Патриарха Кирилла и решением Священного Синода Русской Православной Церкви Якутское духовное училище было преобразовано в духовную семинарию – единственное на Северо-Востоке Сибири высшее духовное учебное заведение Московского Патриархата. В современной возрожденной семинарии изучаются богословские, исторические, церковно-практические и общегуманитарные дисциплины, а также традиционно — история Якутии, культура и традиции северных народов, якутский язык и литература. Кроме пастырского отделения, на котором обучаются будущие священнослужители, открыты программы подготовки церковных певчих и катехизаторов.

Якутская духовная семинария была и остаётся источником образования и просвещения, христианских принципов морали и нравственности и во всех приходах республики ждут мудрых пастырей. Богатая история семинарии, её востребованность позволяют реализовывать современные образовательные программы в области православного богословия.

Якутская духовная семинария, как высшее профессиональное учебное заведение Московского Патриархата, призвана обеспечить формирование кадрового и научного потенциала для возрождения институтов просветительского и социального служения Русской Православной Церкви народам, населяющим Северо-Восток страны. В 2011 г. Епископом Якутским и Ленским Романом была утверждена Программа модернизации образовательной, научно-исследовательской и инновационной деятельности Якутской духовной семинарии.

В 2018 г., юбилейном для духовной семинарии Якутии, необходимо вспомнить о более чем полуторавековой истории православного образования на земле Якутии и отдать дань уважения просветителям прошлого.

[1] Филофей (Лещинский) — митрополит Сибирский и Тобольский, уроженец Малороссии, в 1650 г., выпускник Киевской духовной академии, эконом Киево-Печерской лавры, наместник Брянского монастыря в сане архимандрита. Указом Петра Iв1700 г. был назначен на кафедру Сибирской митрополии, в январе 1702 г. рукоположен во митрополита Тобольского.

[2] Афанасьев В.Ф. Школа и развитие педагогической мысли в Якутии. Якутск. 1966. С.106.

[3] Иннокентий II (Нерунович Иоанн) (? -1747 г.) — уроженец Киева, выпускник Киевской духовной академии, в 1732–1747 гг. – епископ Иркутский и Нерчинский, первым из иркутских архиереев посетил Якутский край.

[4] Государственный архив Иркутской области. Ф.50. Оп.1. Д.1067. Л.132(об.). –134 (об.); Афанасьев В.Ф. Указ.соч. С.109.

[5] Явловский П.П. Летопись города Якутска. Т.2. Якутск. 2004. С.21.

[6] Национальный архив Республики Саха (Якутия) (далее – НА РС(Я). Ф.289-и. Оп.1 Д.264. Л.12 (об.) – 13.

[7] Русское православие: вехи истории. / под ред. А. И. Клибанова. М., 1989. С.320-322.

[8] Полное Собрание Законов Российской Империи. Собр. 2. Т. XVI. № 14209. СПб, 1842.

[9] Иннокентий Вениаминов (Попов И.Е.) (1797–1879), уроженец Верхоленского уезда Иркутской губернии. С 1823 г. миссионер–священник в Русской Америке, затем Архиепископ Камчатский, Курильский и Алеутский, с 1868 г. – митрополит Московский и Коломенский. Известный миссионер Сибири, Дальнего Востока и Аляски, член Синода, ученый–лингвист и этнолог, Почетный член Императорского Русского географического общества. В 1977 г. канонизирован и причислен к лику святых.

[10] Знаменский П. Духовные школы в России до реформы 1808 г. Казань, 1881. С.146-147.

[11]Петр (Екатерининский Ф.А.) (1820–1899), уроженец Саратовской губернии, выпускник Московской духовной академии, инспектор Иркутской духовной семинарии (1845), ректор Иркутской духовной семинарии (1855), ректор Новоархангельской духовной семинарии (1857). В 1858 г. — епископ Новоархангельский, викарий Камчатской епархии. В 1866 г. – епископ Якутский, викарий Камчатский. С 1869 г. – епископ Уфимский, с 1876 г. – епископ Томский и Селенгинский. С 1885 г. – член Московской Синодальной конторой и управления монастырями Москвы.

[12] НА РС(Я). Ф.283-и. Оп.1. Д.23. Л.12-13.

[13] НА РС(Я). Ф.283-и. Оп.1. Д.394. Л.144-153.

[14] Там же. Д.64.

[15] Якутские епархиальные ведомости.1903.1 сентября. №23. С.382-383.

[16] Справочная книжка по Якутской епархии за 1889 г. Якутск, 1910.

[17] Юрганова И.И. Церкви Якутии. Якутск, 2005. С.23.

[18] Домcкий Иероним Петрович (1823-1889), уроженец Подольской губернии, сын священника, выпускник Санкт-Петербургской духовной академии, магистр богословия, в 1883–1889 гг. – епископ Якутский и Вилюйский. Скончался и похоронен в г. Якутске.

[19] Захарова Т.В. Указ. соч. С. 113-114.

[20] Якутские епархиальные ведомости. 1900. 1 августа. № 15. С. 190.

[21] Стуков. Ф. От правления Якутской духовной семинарии. //Якутские епархиальные ведомости. 1900. 16 мая. № 10. С.117-119.