Состоялось открытие XII Республиканских Рождественских образовательных чтений

12 декабря в большом зале Якутской духовной семинарии открылись XII Республиканские Рождественские образовательные чтения «1917-2017: уроки столетия». Перед началом пленарного заседания в Свято-Иннокентьевском храме Якутской духовной семинарии по благословению архиепископа Якутского и Ленского Романа было совершено молебное пение. Богослужение возглавил секретарь Якутской епархии иеромонах Никандр (Горбатюк).

Пленарное заседание открыл сводный хор Якутской духовной семинарии и Якутского музыкального колледжа им. М. Н. Жиркова под управлением Людмилы Шумиловой, исполнивший богослужебные песнопения, гимны России и Якутии.

Со вступительным словом перед аудиторией, собравшей педагогов, студентов, представителей мира науки, выступил архиепископ Якутский и Ленский Роман. Главным уроком минувшего столетия архипастырь назвал опыт новомучеников и исповедников, в смирении и незлобии несших свой крест под гнетом жесточайших репрессий.

Затем владыка передал слово главе города Якутска А. С. Николаеву, который в своем приветствии подчеркнул: «Уроки прошедшего столетия учат нас беречь и скреплять единство сотен народов».

Прежде, чем перейти к заслушиванию основного доклада, архиепископ Роман и А. С. Николаев подписали соглашение о сотрудничестве между Якутской епархией и окружной администрацией города Якутска.

С основным докладом выступил гость чтений ученый секретарь Центра изучения религии и Церкви Института Всеобщей истории РАН А. Л. Беглов. Историк рассказал о понятии «церковной революции», произошедшей после Октябрьского переворота, и противоречий, которых за предшествовавшие десятилетия привели к кризису в церковной жизни.

Центральной темой доклада стал Поместный Собор 1917-1918 годов, восстановивший в Русской Церкви Патриаршество, упраздненное императором Петром I. «Священный Собор, представлявший практически всю Россию, должен был превратить церковную революцию в каноническую реставрацию», — подчеркнул докладчик. Предложенный Собором вариант взаимоотношений Церкви и государства и устройства церковного управления, основанного на единстве, которое должно было распространиться на все общество, фактически представлял собой альтернативу исторического развития Российского государства. «Последовавшие гонения фактически свели на нет большую часть всех созидательных усилий Собора. Пережило его только патриаршество. Но урок Собора – попытка гражданского церковно-общественного созидания на идее соборности, которая была положена в основу его желаний – очень важен», — подытожил выступающий.

В своем выступлении главный библиограф Синодальной библиотеки Московского Патриархата, председатель правления Института перевода Библии протоиерей Александр Троицкий рассказал об этапах работы над переводом Священного Писания на национальные языки. По его словам, одним из самых важных результатов антикультурной деятельности большевистской власти было искоренение национальных языков из богослужения и церковной жизни.

 

Участников и гостей Рождественских чтений также приветствовали официальные лица и почетные гости: заместитель председателя Правительства РС (Я) М. Д. Гуляев, руководитель отдела воспитания, дополнительного и специального образования Министерства образования Якутии О. А. Яшина, директор Восточно-Сибирского института экономики и менеджмента Л. Н. Цой, доктор философии Оксфордского университета профессор СВФУ Сотери Муссалимас, врач-рефлексолог Первого московского хосписа Фредерика де Грааф.

С заключительным докладом, посвященным работе проекта «Возрождение», осуществляющего православные краеведческие экспедиции и исследования, выступил благочинный Ленского округа протоиерей Анатолий Астафьев.

Пленарное заседание завершилось награждением победителей республиканского этапа конкурса «За нравственный подвиг учителя», а также вручением епархиальной награды – медали священномученика Евгения (Зернова) министру здравоохранения Якутии М. Е. Охлопкову.

В течение дня в рамках Рождественских чтений также состоялись лекции А. Л. Беглова и Фредерики де Грааф, педагогический семинар с презентацией работ участников улусного этапа Чтений и просмотр и обсуждение фильма Н. Досталя «Монах и бес».